Прародители современных тракторов появились в XIX веке и приводились в движение при помощи паровых машин. Британский инженер-изобретатель Уильям Говард в 1850 году уже пробовал вспахивать землю, используя для этого локомобиль. Тракторы тех времен, конечно, отличались от привычных сегодня машин, но они были весьма востребованы в сельском хозяйстве. Так, во второй половине 19 века на английских полях выполняли различные работы уже почти 2000 тракторов. В России первый трактор на гусеничном ходу был создан крестьянином из села Никольское Саратовской губернии Федором Блиновым.
В патенте на изобретение, которое получил Блинов в 1979 году, было указано, что он обладает привилегией на вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по проселочным и шоссейным дорогам. Трактор Блинова приводился в движение при помощи паровой машины мощностью 20 л.с. Изобретатель представил свою машину в 1889 году в Саратове, а затем в 1897 году привез прототип трактора на Нижегородскую ярмарку. Машина Блинова не стала востребованной в России, она не нашла применения ни на полях сельхозугодий, ни в промышленности.
Почетное право называться создателями первого трактора с двигателем внутреннего сгорания принадлежит американцам Харту и Парру. Именно они в 1896 году представили миру новую машину, призванную облегчить труд фермера. В 1901 году серия таких тракторов начала продаваться в Америке. Поначалу тракторы пользовались хорошим спросом, но в процессе эксплуатации стали выявляться существенные недостатки машин. Первые тракторы были слишком большими и тяжелыми, они часто выходили из строя, а ремонтные работы отнимали слишком много времени и денег. В 1907 году фермерам была предложена новая, усовершенствованная модель трактора. В этот же период начала свое развитие сеть мастерских по ремонту тракторной техники. В 1912 году американская компания «Холт-Парр» приступила к выпуску тракторов на гусеничном ходу.
Осознание того, насколько необходимы тракторы в сельском и других хозяйствах в России пришло только в 1917 году. В 1918 году по распоряжению В.И. Ленина начались подготовительные мероприятия для серийного выпуска тракторов. В 1919 году инженером-изобретателем Я.Маминым был предложен трактор «Гном», который приводился в движение при помощи нефтяного мотора мощностью всего лишь 11.8 кВт. Советское правительство понимает чрезвычайную важность тракторов для сельского хозяйства и весной 1921 года издает Декрет Совета Народных Комиссаров, в котором признает строительство сельскохозяйственных машин делом государственного значения. Уже в 1922 году были выпущены тракторы марки «Коломенец-1», созданные конструктором Е.Львовым.
В период с 1922 по 1923 гг. был создан трактор «Запорожец», руководил производством инженер Л.Унгер. В 1924 году Харьковским паровозостроительным заводом был выпущен трактор «Коммунар». В этом же году начали выпускаться две новые модели конструктора Я.Мамина – 3-колесный трактор «Карлик-1» и 4-колесный «Карлик-2». Обе машины имели всего одну передачу и двигатель небольшой мощности. 1924 – 1932 гг. – новый прорыв в производстве тракторов.
В этот период на Ленинградском заводе «Красный путиловец» было выпущено почти 50.000 тракторов под названием «Фордзон-Путиловец». В 1934 году – очередное достижение в области тракторостроения. «Красный путиловец» освоил выпуск трактора «Универсал», который был оснащен мотором, работающим на керосине, и колесами из металла. Трактор «Универсал» стал первой машиной, которая отправилась на экспорт. Все перечисленные модели тракторов занимают достойное место в истории советского тракторостроения.
Советское государство стремительно развивалось, а вместе с ним развивалось тракторостроение и, следовательно, сельское хозяйство. С 1930 по 1941 гг. в Советском Союзе было произведено более 700.000 тракторов. Машины отечественного производства в то время составляли 40% от выпущенных в мире тракторов. Для совсем еще недавно отсталой дореволюционной России это был настоящий успех. Среди самых известных производителей тракторов того времени – Челябинский тракторный завод, Харьковский тракторный завод, Сталинградский тракторный завод. Во время Великой Отечественной войны был построен тракторный завод на Алтае, а после ее окончания – Минский, Липецкий, Кишиневский, Владимирский, Ташкентский тракторные заводы.
Распечатать страницу